Уцененный Новый год
Наверно, первую в истории новогоднюю скидку потребовал для себя
Санта-Клаус за большой объем закупаемых подарков и перелетов из своей родной
Лапландии и обратно. А если серьезно, то в канун Нового года большинство
производителей охватывает настоящая "скидочная" лихорадка. В преддверии
праздника многие товары можно купить в среднем на 20-30% дешевле.
Скидка по-русски
Российские рождественские и новогодние распродажи имеют свои не всегда понятные (и приятные) особенности. Во-первых, частенько возникает путаница со временем их проведения. В Европе зимние распродажи проводятся в период с 20 декабря до середины января. Россия, особенно в нынешнем году, побила все рекорды - первые плакаты с надписью "SALE!" появились на витринах магазинов в конце ноября.
Заканчивается новогодний разгул скидок у нас тоже позже, чем
у европейцев: бутики дорогой одежды, например сеть "Крокус Москва", устраивают
масштабные распродажи в канун не католического и даже не православного, а,
скорее, китайского Рождества -- самые большие скидки объявляются здесь только в
начале февраля.
Некоторые торговые компании своими хроническими скидками
обесценивают саму идею распродажи. Так, в магазинах фирмы "Партия" и родственной
ей "Домино" прошлогодняя новогодняя скидка (20%) плавно перетекала в
рождественскую, затем в пасхальную, а там и до 23 февраля и 8 Марта рукой
подать.
Помимо национальных странностей со временем проведения распродаж
существуют и сугубо российские способы на них сэкономить. Собственно, для
снижения цен в магазинах существует три причины. Первая: товар не идет, и его
нужно как-нибудь сбыть. Вторая: цена была изначально завышена и теперь
приводится в соответствие со среднерыночной. Третья: фирме нужно срочно набрать
побольше оборотных средств для предстоящих закупок новых партий товара. В
предновогодних распродажах все три причины присутствуют в равной мере.
Случается, что продавцы, пользуясь стабильным (или, еще лучше, ажиотажным)
покупательским спросом, за недельку-другую до запланированной распродажи
завышают цены эдак на 15%. А к началу распродажи рядом с зачеркнутой старой
ценой появляется новая - с 30-процентной скидкой. Настоящая же скидка, как
нетрудно подсчитать, составляет всего лишь 15%. Чтобы убедиться в реальности
вышеописанного фокуса, достаточно пройтись по магазинам и посмотреть на
дораспродажные цены.
Следующий способ сэкономить на Рождестве - совместить
рекламную и собственно распродажную скидки. Например, если о скидке сообщает
следующее объявление: "На такую-то модель телевизора - спеццена такая-то", это
означает, что фирма-производитель вместе с дистрибьютором раскручивают новинку,
то есть речь идет о рекламной скидке, стоимость которой заложена в расходы
производителя. А теперь представьте, как велик соблазн подобную рекламную скидку
(обычно 5-10%) выдать за новогодний подарок от продавца. В лучшем случае
последний прибавит от щедрот еще 5% - на счастье.
Андрей Нехорошев, руководитель отдела прессы РА "Рада-реклама": "Одна из причин, по которой компании охотно дают скидки под Новый год, - это приближение мертвого сезона в торговле, которое наступает сразу после праздников и длится минимум до середины января. Продавцы отлично понимают, что если они не распродадут свой товар до праздника, то потом он зависнет у них минимум на месяц, и поэтому пытаются сбыть многие виды товаров любыми средствами именно до боя курантов 31 декабря".
Еще одна типично российская особенность - выставлять на распродажу
несезонный товар. Особенно это касается одежды и обуви. По замыслу,
рождественская скидка распространяется на новую коллекцию, что, собственно, и
происходит в европейских магазинах. А вот в российских отделах обуви, например,
под Новый год со скидкой можно приобрести лишь летние туфли и босоножки.
Отдельная статья - суммирование скидок. Например, имеете ли вы право,
покупая холодильник с рождественской скидкой в 10%, прибавить к ней еще
5-процентную скидку постоянного покупателя? Правильный ответ неизвестен. То есть
каждая торговая фирма сама решает, как и что ей складывать. В сети магазинов
"М.видео", например, дисконтную скидку без возражений суммируют с рождественской
(по крайней мере, так было в прошлом году), а в сети "Белый ветер" подобным
сложением не занимаются. В магазинах более-менее дорогой одежды в период
рождественских распродаж о дисконтах лучше забыть (в сети магазинов "Модный
базар", например, покупатель даже не имеет возможности выбрать, по какой скидке
он хочет быть осчастливленным, - приходится соглашаться на рождественскую).
Наконец, самым неприятным сюрпризом скидок по-русски является отсутствие
гарантии на распродажный товар. Не желая огульно обвинять все торговые фирмы,
заметим, однако, что многие из них явно путают распродажу и продажу уцененных
товаров. Во втором случае потребитель, действительно, не может предъявлять
претензии к качеству или комплектности изделия, если те послужили основаниями
для уценки. Если же вещь приобретена на распродаже, на нее распространяются все
те же гарантии, что и на любую другую покупку.
А улыбка - бесплатно
Тем не менее нужно признать, что постепенно рождественские и прочие распродажи в России становятся все более цивилизованными. Производители и продавцы начинают понимать, что Новый год -- отличный двигатель торговли, а новогодние и рождественские праздники - хороший повод для распродаж. Попробуйте снизить цену в другое время года. У покупателя сразу начнутся вопросы, возникнет недоверие - с какой стати хороший товар вдруг начинают продавать дешевле? А в Новый год принято делать подарки, и скидка - это тот подарок, который производитель дарит своим клиентам.
Использовать прием новогодней скидки в
качестве дополнительного способа продвижения товара на российском рынке
стараются представители различных сфер бизнеса. Особенно активны продавцы
бытовой и офисной техники, а также одежды и обуви западных марок. В данных
сегментах размер "зимней" скидки максимальный - до 50--80%. Чуть скупятся
продавцы, казалось бы, самой новогодней продукции - парфюмерии, косметики,
ювелирных изделий. Максимум, что можно получить под Рождество, - это 8-10%.
Николай Васильев, директор РА NFQ: "В последнее время новогодняя
реклама, которая просто поздравляет людей с наступающим праздником, вызывает
легкое раздражение. Не подарить своим клиентам подарок в виде снижения цен
считается дурным тоном и напоминает поход в гости под Новый год без подарка.
Устраивать новогодние и рождественские распродажи особенно выгодно для
молодых, пробивающих себе дорогу на рынке торговых марок. Именно новогодняя
рекламная кампания с большими скидками может дать хороший толчок для развития в
течение всего следующего года".
С другой стороны, существуют сферы бизнеса,
где новогодние скидки будут явно неуместны. Вряд ли они возможны, например, на
туристическом рынке.
Ашот Зулоян, генеральный директор туристической
компании TCW: "Новый год является одним из самых горячих периодов для
турбизнеса. В это время цены на путевки не снижаются, а, наоборот, растут. И
если под Новый год какая-то туристическая компания вдруг предоставляет скидку,
то сей факт должен не обрадовать, а насторожить потребителя. Скорее всего, речь
идет об услугах сомнительного качества".
Не стоит искать скидки и на так
называемых дорогих рынках, таких как автомобили и недвижимость. Здесь распродажи
как-то не приняты, а продавцы, дабы не выпасть из выгодной новогодней "игры",
предпочитают соблазнять покупателей подарками.
Андрей Жданов эксперт компании "Дон-Строй": "Даже такой, мягко говоря, недешевый товар, как квартира, входит в стандартный список новогодних подарков наиболее состоятельной части населения. В этом году наша компания сделала своим потенциальным клиентам выгодное новогоднее предложение - выставила на продажу сто квартир из так называемого "золотого фонда" (лучшее жилье в комплексах "Дон-Строя"). Несмотря на то, что квартиры продаются не дешевле их рыночной стоимости, нам удалось придать акции "статус" новогоднего подарка. И это себя оправдало - в настоящий момент из сотни "подарочных" квартир более половины уже распродано".